[Агентство] [Журнал] [Дизайн-студия]
[Сотрудничество] [Сплетни] [Обратная связь]

К заглавной странице номера СОДЕРЖАНИЕ

Женщины в истории российской дипломатии

Феномен уходящего столетия

Московский международный, или вслед уходящему празднику

Ален Делон как он есть, был и будет

Авантюризм от Егора Кончаловского

Путешествие по Мальте

Искусство спасет бизнес (а может, совсем наоборот)

Кому диплом по дешевке, или «Альма матер» по сходной цене

Советы от Любови Воропаевой желающим стоять на сцене

Новости с «Базара»

О тепле души и каминов (немного о гжели и ее мастерах)

А есть ли у нас проблемы в 2000 году?

«Прометей» созвал друзей на огонек

РАГУ от «Академии успеха»

ОНО ЖЕ

Оборванная струна российской рок-музыки

«Летучая мышь» в звездном пространстве

Мода на... собак

О старых друзьях и новых временах в нашей жизни)

А о чем все-таки они молчали?

В «паутине» Мити Кролачека

Олег БЕЛИКОВ

Кто поставит ПЕРЕКЛАДИНУ?

Александр Башлачев, Виктор Цой («Кино»), Майк Науменко («Зоопарк»), Вадим Дорохов («Мистер Твистер»), Вася Деркач («Мистер Твистер»), Игорь Чумычкин («Алиса»), Игорь Тальков, Алексей Поляков («Монгол Шуудан»), Яна Дягилева, Андрей Панов («Автоматические Удовлетворители»), Анатолий Крупнов («Черный обелиск»), Сергей Кудишин («Черный кофе»)... Это, к сожалению, далеко не полный список музыкантов, трагически ушедших из жизни. Объединяет всех их, в первую очередь, присутствие в их судьбе понятия «рок» - это и «рок-музыка», которой они посвятили себя, и «рок» как фатум, судьба в финале жизни...

Почему же именно рок-музыканты находятся на переднем крае битвы жизни со смертью и так часто оказываются в преждевременных объятиях последней? В избитом обывательском представлении бытует известная формула о том, что «рок = секс + выпивка + наркотики». Отчасти эта формула верна, но... лишь отчасти!

Да, Башлачев (или СашБаш, как его чаще называют) ушел из жизни, выбросившись из окна многоэтажного дома под воздействием транквилизаторов, так называемых «грибов». Но вспомним и о том, что он был одним из числа тех немногих, кто не верил в «правдивость» перестройки, и даже в знак личного неприятия сего явления перестал принимать участие в различных концертах, лишь изредка давая небольшие «квартирники», чтобы иметь средства к существованию в этом жестоком и неправильном, на его взгляд, мире.

Да, Майк Науменко умер от кровоизлияния в мозг, придя пьяным домой и ударившись при падении о пол. Но Майк последние годы жизни находился в «цейтноте»: у него не было постоянного состава, часто срывались запланированные концерты. Так что это, скорее, не причина, а следствие. Следствие того, что рок-музыка подразумевает честное и открытое отношение к слушателю, пропускание через себя всей той боли и неуспокоенности, которая потом взрывается песней-криком. Это, по сути, невозможно в поп-музыке, которая преследует как раз противоположные интересы - залепить мозги жвачкой о «тополином пухе» или «нежном ребенке Шуре». Отсутствие поэзии как таковой в попсе достигает 99%, в то время как в рок-музыке, особенно отечественной, поэзия - основная движущая сила. Ну, а настоящая поэзия - это всегда добровольное самосожжение. «Наша профессия - пламень страшный, и не сгореть, по сути, просто нельзя...» - говорил Владимир Высоцкий, которого, кстати, все рок-мэтры считают своим духовным отцом.

Поэты ходят пятками
по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души!
Опять же Высоцкий. Точнее не скажешь.

Нет, конечно, есть примеры трагического ухода и среди представителей племени попсы: те же Женя Белоусов и Игорь Сорин, но это, скорее, исключения, подтверждающие основную мысль. К тому же Белоусов, как известно, испытывал большие проблемы из-за алкогольной зависимости, что и послужило причиной его смерти. А причиной этому были опять же конфликты с окружающим миром шоу-бизнеса. С Сориным - та же история: уйдя из группы, он не смог найти себя в новом качестве.

Вспоминается эпизод, произошедший на пресс-конференции группы «Алиса», которую та давала по окончании многочасового рок-марафона «Рок против террора» в УСЗ «Крылья Советов» в апреле 1990 года. Уставшие музыканты и журналисты мирно беседовали, задавая почти ничего не значащие вопросы и получая такие же ответы. Интервьюеры старались засветиться оригинальностью и очередным признанием в любви к группе, интервьюируемые - не ударить в грязь лицом и «все вопросы осветить сполна». Как вдруг громом среди ясного неба прозвучал вопрос одного из представителей периферийной газеты: «Скажите, Башлачев прочертил горизонталь, Цой - вертикаль, кто, по-Вашему, поставит перекладину?» Музыканты, опешив, попросили повторить вопрос. Молодой человек повторил, для наглядности прокомментировав свои слова нарисованным в воздухе крестом. «Ведь должна же быть у креста перекладина?» - сказал он, явно довольный таким оригинальным вопросом. «Ну, я не знаю. Надеюсь, что это буду не я», - ответил Кинчев, пряча за усмешкой некоторое смятение. Напряженно притихшие журналисты тоже засмеялись. Хотя вопрос, на самом деле, оказался очень символичным. Символично именно то, что человек считает вправе спросить Артиста что-то вроде: «А чтой-то твои друзья уже там, в объятиях вечности, а ты-то еще здесь? Не пора ли в Вечность?!» Ну, а судьи-то кто?

И пусть Кинчев в чем-то бывает не прав в отношениях со своими фанатами, о чем он сам откровенно говорит, признаваясь, что грешен... Но он Поэт от Бога, и спрашивать с него явно не нам. Бог ему и судья. Знаем и любим мы его, да и других тоже, в первую очередь за то, что обладают они неразгаданным волшебством - поэтическим даром! Вспомните Ахматову:

У каждого поэта есть провинция,
Которая ошибки и грехи,
Обиды, склоки, разные провинности
Прощает за хорошие стихи...

Так, может, давайте будем той провинцией, которая прощает... за хорошие стихи.
И еще:

Берегите нас, поэтов,
Берегите нас.
Остается век, полвека,
Год, неделя, час...
Это - Булат Окуджава.

Так что не толкайте Поэтов к перекладине, они и так - на ней...

Наши друзья

РадиоПэйдж. Это наши тамагоччи...

Страничка Алексея Соловьева. Рекомендуем...

Hosted by uCoz