[Агентство] [Журнал] [Дизайн-студия]
[Сотрудничество] [Сплетни] [Обратная связь]

К заглавной странице номера СОДЕРЖАНИЕ

Женщины в истории российской дипломатии

Феномен уходящего столетия

Московский международный, или вслед уходящему празднику

Ален Делон как он есть, был и будет

Авантюризм от Егора Кончаловского

Путешествие по Мальте

Искусство спасет бизнес (а может, совсем наоборот)

Кому диплом по дешевке, или «Альма матер» по сходной цене

Советы от Любови Воропаевой желающим стоять на сцене

Новости с «Базара»

О тепле души и каминов (немного о гжели и ее мастерах)

А есть ли у нас проблемы в 2000 году?

«Прометей» созвал друзей на огонек

РАГУ от «Академии успеха»

ОНО ЖЕ

Оборванная струна российской рок-музыки

«Летучая мышь» в звездном пространстве

Мода на... собак

О старых друзьях и новых временах в нашей жизни)

А о чем все-таки они молчали?

В «паутине» Мити Кролачека

Сергей СОСЕДОВ

Легкое парение
«ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ»
в звездном пространстве
«ВЕЛИКОЙ ИЛЛЮЗИИ»


Кому бы могло прийти в голову, что времена мюзикла давно минули, а сам король музыкальных жанров нынче наивен и старомоден?

Григорий Гурвич, главный режиссер театра-кабаре «Летучая мышь» (он же ведущий популярной телепередачи «Старая квартира»), с подобными выводами, видимо, поторопился. А может быть, просто переволновался перед премьерой своей долголелеемой «Великой иллюзии» и наговорил лишнего. Жанр мюзикла на самом деле вовсе не нуждается ни в какой снисходительности и защите. Иное дело, что не всякой творческой единице он, что называется, по зубам и по таланту.

Театр «Летучая мышь», созданный по идее Марка Захарова аккурат 10 лет назад выпускником ГИТИСа Григорием Гурвичем (правда, еще в 1908 году в России появился одноименный театр под руководством Н. Ф. Балиева, впоследствии эмигрировавший), давно закрепил за собой репутацию вечно экспериментирующей музыкально-актерской труппы. Можно смело сказать, что это первый в Москве театр мюзикла. Уже первые спектакли, такие как «Чтение новой пьесы», «Я степую по Москве», «100 лет кабаре», показали, что это прежде всего театр актерских индивидуальностей, режиссура играет здесь явно второстепенную роль. Но что бы ни говорили скептики по поводу художественных достоинств музыкальных постановок «Летучей мыши», они налицо. Все упреки в провинциализме и якобы самодеятельной любительщине, думается, играют театру на руку, ибо именно простоватая камерность вкупе с легкой иронией и изысканным стебом в духе доброго домашнего капустника и составляют его особый шарм и шик.

История нашего театра, безусловно, знает удачные примеры постановок известных мюзиклов, хотя и не изобилует ими. В голову почему-то приходит лишь моссоветовский «Иисус Христос - суперзвезда» да ленкомовская «Юнона и Авось». Правда, были и другие попытки создания эстрадных и рок-опер, но, к несчастью, на плохом музыкальном материале, а посему не имевшие большого успеха.

Тем приятнее, что новый спектакль-дивертисмент, представленный публике Театра киноактера (именно здесь после долгих мытарств нашла свое пристанище «Летучая мышь»), продолжает этот короткий ряд достижений российского музыкального театра. Не только потому, что идет в сопровождении живого оркестра (дирижер Роман Берченко) - в силу тотального финансового дефицита это большая роскошь, но, и это главное, исполняется не какими-то рядовыми «артистами театра», а высокопрофессиональными актерами-вокалистами, обладающими не только отточенной сценической техникой Станиславского, но и великолепными голосами, коим могла бы позавидовать любая наша перераскрученная суперзвезда. В самом деле, кто из известных эстрадных деятелей рискнул бы сегодня спеть (и не дать при этом петуха!) самобытные, характерные партии из таких знаменитых и любимых мюзиклов, как «Роз Мари», «Девушка моей мечты», «Кошки», «Звуки музыки», «Чикаго», «Серенада Солнечной долины», «Эвита»?.. Одновременно с горечью и радостью приходится констатировать, что ПОЮТ у нас сегодня не на эстраде, а В ТЕАТРЕ. И не только поют, но и играют. Где вы это еще видели?

Актеры, казалось, превосходили сами себя и играли на таком подъеме и вдохновении, что перехватывало дыхание. Примечательно, что каждый из них создавал свой типажный узор на пестром музыкально-драматургическом полотне и не прятался за спины коллег и декорации, к чему довольно рыхлая режиссура спектакля располагала вполне. Впрочем, схалтурить было и невозможно: фальшь, как капля дегтя в бочке меда, почувствовалась бы мгновенно.

Одними из главных звезд театра-кабаре, без сомнения, можно назвать Александра Иншакова и Александра Гришечкина. Совершенно непохожие по амплуа и внешней фактуре, они примерно равны по масштабу дарования и силе актерского обаяния. Если Иншаков выраженно эксцентричен и подвижен, этакий душка, то Гришечкин явно эпичен и более статичен: он приковывает внимание какой-то демонической статью и иерихонским голосом. У каждого в спектакле - своя кульминация. У первого это искрометный дуэт со знойной Еленой Чарквиани из мюзикла «Кабаре» с отвязным степом и ловлей монет; а у второго - божественные вокальные эпизоды из гениальной «Фантом Опера» Эндрю Ллойд Уэббера. Партнершей Гришечкина выступила восхитительная Наталья Трихлеб - актриса-певица с редким по тембру голосом и манерами оперной дивы. К чести актеров надо признать, что их дуэт по качеству вокала и драматическому напряжению значительно превосходит аналогичные партии «Фантом Опера», записанные недавно Филиппом Киркоровым и Ладой Дэнс.

Необходимо также отметить потрясающее вокальное мастерство Марины Чаплыгиной, почти без потерь справившейся со сложнейшей арией With one look из оперы «Сансет Бульвар» того же Уэббера - партией, которая по силам далеко не многим мировым звездам. В этом же эпизоде спектакля иногда выступает и известная по фильмам «Небесные ласточки» и «Покаяние» актриса Ия Нинидзе.

Хочется сказать особо и о милашке Кате Корабельниковой, покорившей публику озорством и непосредственностью в роли взбалмошной учительницы музыки. Ее фантастический темперамент и обаяние заставляли порой забывать, что спектакль играется в Москве, а не, скажем, в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе. Складывалось впечатление, будто актрису специально для спектакля привезли откуда-нибудь с Бродвея или из Голливуда.

Сказанное выше, впрочем, отнюдь не умаляет мастерства других участников шоу, таких как Борис Поволоцкий - Тевье-молочник, Алиса Курганова - Примадонна, Олеся Пшененко - Эвита, Петр Маркин - Директор, Певец, а также Инна Агеева, Валерий Боровинских, Александр Маракулин, Михаил Богдасаров...

Эффект от выступления актеров усиливала уникальная (весом восемь тонн!) самодвижущаяся конструкция корабля, выполненная из металла и обшитая деревом. А когда во втором отделении корабль неожиданно трансформировался в оперный зал с ярусами и лоджиями, были изумлены даже видавшие виды театралы: от театра с малым бюджетом такого явно не ожидали. Как и роскошных костюмов, сшитых специально для премьеры. Да, в России умеют удивлять даже в тяжелые времена. Искусство, безусловно, потребовало жертв, но каких конкретно, в данном случае, наверно, лучше не знать. Праздник состоялся.

Впрочем, премьера могла иметь даже больший лоск и блеск, если бы режиссер сумел, наконец, умерить свою неуемную страсть к... читке. Зрителю в театре вовсе не нужно сообщать со сцены, что мюзикл Show boat был создан в 1927 году, а Джуди Гарланд - мать Лайзы Миннелли. Кто не знает, может узнать это и сам, если захочет. Музыкальный спектакль - это не лекция-концерт. Хотя «Великая иллюзия» тяготела скорее именно к концерту: все номера шли друг за другом с довольно большими паузами (видимо, для аплодисментов), однако несомненно больший эффект был бы достигнут в случае более динамичного, нон-стопового их чередования, когда яркие, гротескные эпизоды сыплются на зрителя, как из мешка, не давая ослабеть его вниманию ни на секунду. Подобный прием, часто используемый в крупнейших западных шоу, приводит публику в состояние скрытого аффекта: сдерживаемая драматургическим натиском спектакля эмоциональная реакция зала в финале неизбежно выливается в настоящий шторм оваций.

Не совсем удачным показался и выбор мюзикла для предфинальной части «Великой иллюзии». Им оказались «Отверженные» Шенберга - произведение, бесспорно, своеобычное, сильное, но не столь яркое и блистательное, как, допустим, «Иисус Христос - суперзвезда», представленное в спектакле непозволительно скудно: буквально один эпизод с Иродом. Правда, какой эпизод! Здесь надо отдать должное незаурядной смелости талантливого актера Владимира Бегмы, не побоявшегося раздеться до трусов, чтобы несколько минут поиграть окороками своего пышного тела. Пожалуй, удивили еще пространные (и излишние!) размышления о «прелестях» нацизма. Впрочем, все это лишь частные замечания, мелкие штрихи, не смазавшие, однако, общей радужной картины. Динамичный, темповый финал окончательно расставил все точки над «i».

Актриса Наталья Фатеева, в эйфории восторга отбивая ладоши, призналась, что давно не наблюдала такой самоотверженной отдачи актеров на сцене, понимая, сколь титаническим трудом оплачен этот успех. Браво!

Еще совсем недавно шли споры: способен ли кто-нибудь в России спеть классический мюзикл? «Великая иллюзия» не оставила на этот счет никаких сомнений.

Фото А. МАРКИНА и И. САВКИНА

Наши друзья

РадиоПэйдж. Это наши тамагоччи...

Страничка Алексея Соловьева. Рекомендуем...

Hosted by uCoz