[Агентство] [Журнал] [Дизайн-студия]
[Сотрудничество] [Сплетни] [Обратная связь]

К заглавной странице номера СОДЕРЖАНИЕ

Анатолий Климин:
Бизнес строится на парадоксах.

Игорь Воеводин:
Я по жизни - пират...

МЕДИА-КЛУБ

"В постели с..."
- Андрей Вульф

Авторадио:
громче едешь - дальше будешь!

ОСКАР:
лучшие из лучших

Это - SAAB!

Петр Аникин:
"Для мужчины работа должна быть хобби"

САУНД

Каннский фестиваль

Пленник госпожи удачи Никас Сафронов

Братья Дорохины

Smirnoff Fashion Awards

Возвращение к тату

Модные новости

Аркадий Арканов:
ГКЧП-2

Литературное обозрение

РАГУ

В клубной паутине с Митей Кролачеком


АВТОРАДИО:
громче едешь - дальше будешь!

Считается, что шагать через ступеньки опасно - можно разбить нос. Однако "Авторадио" за последние месяцы совершило в рейтинге радиостанций скачок на седьмое место и прекрасно себя чувствует. О том, как это удалось, мы беседуем с президентом "Авторадио" Александром Александровичем Вариным.

- С чего началось ваше радио?
- Идея родилась в 93 году у ряда сотрудников ГАИ. Во всем мире существует "автомобильное" вещание. И у нас хотели сделать такую "полицейскую волну", фактически подразделение ГАИ. Регулировать потоки движения, сообщать о пробках, авариях... Но прошло полгода, и выяснилось, что деньги, найденные у коммерческих структур, растворились, остались одни долги... Оказалось, что радио - это не просто вещание в эфир, а прежде всего - бизнес, причем весьма своеобразный. И тогда идеологи проекта вышли на меня. Я работал в коммерческих структурах, занимался разными проектами в медийной сфере, рекламой... И со своей командой вошел в это дело. Мы поменяли почти все. Радио стало разнообразным, стало зарабатывать деньги. А тема ГАИ сохранилась, но ушла на второй план.
В апреле будет уже 6 лет нашего вещания, и за первые пять лет "Авторадио" прошло классический путь FM-станции. Мы из низов поднялись в лидеры (до 2-3 места в 94-95 годах), а потом стали медленно опускаться - в силу обострения конкуренции, появления новых продуктов и изжитости старых. Ну и одна из фундаментальных причин - долгое время мы вещали на УКВ, а не на FM.

- Но можно было взять лицензию на вещание в FM...
- Не так все просто! Все знают, что FM-частоты как бы продают связисты. Но у нас вышло по-другому. В конце 95 года был объявлен конкурс-эксперимент на разработку диапазона 88-108 МГц. Внутри этого диапазона существовала зона 88-100, которая в России и в Москве использовалась военными и под трансляцию сигналов звукового сопровождения телеканалов. Как разместить в этом диапазоне вещательные радиостанции, если прежние пользователи оставались? Требовались НИИРовские разработки, а финансировать это должны были претенденты на получение волны. Претендентов объявилось очень много, и в связи с этим был объявлен вполне цивилизованный открытый конкурс на концепцию вещания, в котором мы заняли первое место, а второе - "Эхо Москвы". Наши две станции получили FM-частоты, профинансировали исследования, длившиеся несколько лет. Экспериментальное вещание в этом новом для нас диапазоне мы начали только в мае 97 года. Несколько раз менялась волна, наконец в 98 году мы утвердили за собой 90,3 Мгц. Последнее совещание в ГКРЧ в конце февраля этого года подтвердило, что эксперимент можно признать удачным, так что официально только с февраля этого года диапазон 88-100 считается легальным и открытым и по Москве, и по всей России. Так что мы, в общем, пионеры.

- Около года назад вы изменили концепцию вещания.
- В прошлом году мы поняли, что исчерпан творческий потенциал старого коллектива, старого - еще с УКВ - формата вещания. Наш рейтинг не поднимался, и вкладывать деньги в раскрутку было неперспективно.
Мы приняли решение о смене формата. А это прежде всего смена идеологии и, как следствие, смена команды. Набирая новых людей, современно мыслящих, мы стали размышлять на тему: а чего мы, собственно, хотим?
Мы считаем, что АВТОвещание - это наша ниша, хотя другие станции тоже так или иначе делают автомобильные программы. При этом мы нацелены на то, чтобы сделать радиостанцию массовой, народной. Помогает нам, что в Москве и области автомобиль стал массовым явлением. И если раньше автовладельцы были некоей отдельной кастой, то нынешний автомобильный бум привел к тому, что автоаудитория стала в значительной степени тождественна аудитории Москвы в целом. На ее завоевание и направлены наши усилия.

- Как вы этого добиваетесь?
- Наша политика основана на том, чтобы, сохраняя автомобильную базу, максимально расширять рамки нашего вещания. Можно было решить так: давайте будем такой культовой автомобильной станцией, замкнутой в себе, которая довольна наличием своей определенной, очень пристрастной аудитории. Но мы выбрали другую стратегию: создание массовой станции. Отсюда - "народная марка".
Здесь много моментов, над которыми пришлось серьезно думать. Надо было обязательно уйти от старого имиджа, при этом сохранив аудиторию и все хорошее, что наработано. Из этого вытекает много концептуальных вещей. Например, "народная" пробка. Создание общности людей за рулем. Люди в "Мерседесе" и "Запорожце" - они как бы разные, но их многое объединяет. К примеру, общие проблемы. В конце концов, в пробке все равны. Все стоят. Поэтому давайте друг другу помогать, звонить, сообщать... Другой аспект - музыкальная политика. Понятно, что это песни, любимые народом. Кстати, не обязательно на русском языке. Или еще: новости от народа. Негосударственные новости.
Ну и, как и раньше, прямая связь с ГАИ. ГАИ постоянно сотрудничает только с нами, и этот момент эксклюзива очень важен.

- Вопрос на засыпку: как вы определяете песни, любимые народом?
- Хороший вопрос... Говоря математическим языком, достаточных условий нет, есть ряд необходимых. Например, мне нравится песня "Не сыпь мне соль на раны", она считается китчевой, но людям она нравится тоже. Здесь очень тонкая грань. Нас подчас обсмеивают, ставят слово "народная" в кавычки, мол, народная - это Шуфутинский, Добрынин, и т. д., но, скажем, Таривердиев - это тоже народная музыка... Народная песня - это песня, любимая народом. И еще один критерий, лично мой: песня, которую хочется спеть. Если песня поется - это здорово! Многие наши конкуренты основываются на самоограничении: вот это наше, вот это - не наше. Конечно, проще ограничить музыкальный формат: песни только на русском языке, или только рок, или только попса, или только хиты...
А мы не загнали сами себя в рамки. Мы можем пустить, скажем, Софию Ротару, а следом Армстронга... Кто-то назовет это эклектикой, а мы считаем, что это - то, что надо. Более того, мы считаем, что именно так и надо. Если говорить о вещании в автомобиле, то музыка должна быть разнообразной изначально. Она не может быть монотонной. Если человек хочет слушать что-то одно, он поставит кассету.

- Но есть одно ограничение, которое вы, как радио автомобильное, обязаны соблюдать. Песня не должна отвлекать от дороги.
- Я считаю, что этой проблемы просто не существует в природе. Иногда приезжают коллеги из провинции и говорят: в машине нельзя заводить ритмичную музыку, иначе человек будет ритмично давить ногой на газ. Я думаю, что нет. Если какая музыка и отвлекает от дороги, то экстремальная. А нормальная от дороги не отвлекает, нормальная музыка для нормальных людей, которые адекватно на нее реагируют. Я убежден, что никакого влияния радио на аварийность не существует. А если и существует, то только положительное. В том смысле, что снижается утомляемость за рулем. И этот фактор гораздо мощнее, во много раз, чем то, что я заслушался какой-то песней...
Кстати, мы сейчас будем еще расширять музыкальную стилистику своих программ, запустим бардовскую линию.

- Допустим, я еду в другой город. Пересекаю Московскую кольцевую автодорогу, и...
- Мы имеем проект расширения зоны вещания. Но! Есть ряд проблем. У нас очень много оперативной информации по Москве. Вся эта информация, допустим, в Рязани никого не интересует. А она идет четыре раза в час. И региональные партнеры должны давать в это время свою информацию или рекламу, забивать эти куски. Для этого нужен заинтересованный, плотный партнер. Тот проект, что есть у нас сейчас - сеть маломощных передатчиков-ретрансляторов в городах и вдоль трассы. Цели, которые этим достигаются: возникает вещание там, где его нет в принципе. Можно осуществлять вдоль трассы непрерывное вещание сопровождения. Но такая сеть затратная, а мы не можем понять, насколько эффективен этот рынок. Потенциальный инвестор скажет: ну и что, дальнобойщики слушают радио, и толку? Надо доказывать. Продвигать. То есть, это некий промежуточный вариант между сетевой FM-станцией и общенациональной средневолновой. Его пока не существует, по крайней мере в России. Национальные станции в принципе не самоокупаемы, FM-станции в принципе окупаемы, а что в промежутке - не понятно.

- Какой объем автомобильной тематики вы даете на своей волне?
- Примерно год назад мы стали двигаться в направлении расширения автотематики. Мы стали делать рубрику типа "советы чайникам", обзоры по машинам и авторынкам и получили неожиданный результат. Вся потребность в информации такого рода восполняется автопрессой. И если развивать эту тематику, ты уходишь в специализированную авторадиостанцию, пахнущую машинным маслом. Этого не хочется. А чтобы обсуждать в эфире глобальные проблемы, нужен профессиональный журналист, который такие проблемы находит, находит людей, связанных с ними, и делает это на регулярной основе. Проще говорить обо всем и ни о чем. Легче делать ежедневную программу, чем хорошую еженедельную. Но мы сейчас постепенно подходим к качественным программам. Здесь есть еще одна сложность: этого никто никогда всерьез не делал. Ни на радио, ни на телевидении. До сих пор не удавалось в электронных СМИ раскрыть автомобильную тематику.

- Если резюмировать: оставаясь в принципе "авторадио", вы добавляете массовость, народность.
- Для нас это прежде всего это ход по бизнесу. Наша цель - быть среди лидеров. Мы хотим расти в рейтинге, быть в тройке, если получится - быть первыми... Это маркетинговый ход. А с другой стороны, если раньше была историческая общность "советский народ", то сейчас появилась другая общность: автовладельцы, автопользователи. Нормальный средний человек проводит в машине немало часов. Так что это и своего рода ответ на требование времени. И наша основная проблема - какой должна быть автомобильная доля в нормальном массовом вещании. Можно сказать так: резкое увеличение автомобилистов создало необходимость в каком-то новом продукте и то, что мы уловили эту необходимость, позволило нашей станции выйти на качественно новый уровень. Это - обоюдный процесс.

Валентин СОЛОМАТОВ

Наши друзья

РадиоПэйдж. Это наши тамагоччи...

Страничка Алексея Соловьева. Рекомендуем...

Hosted by uCoz