[Агентство] [Журнал] [Дизайн-студия] |
||
|
Берлинский, Каннский, Венецианский международные кинофестивали всегда привлекают к себе кинокритиков и киноманов со всего земного шара. В этот ряд можно смело поставить и Московский кинофестиваль, который в июле этого года прошел в российской столице. ТАЙНЫ И ЛОЖЬ ГЕРОЕВ ММКФ Хорошо хоть фестивальные кинотеатры находились теперь не слишком далеко друг от друга, можно было успеть побольше. Да, нельзя объять необъятное, но программы XXI Московского международного кинофестиваля были настолько разнообразны и «вкусны», что хотелось если не «съесть» все, то хоть «понадкусывать». Если прежде внеконкурсная программа этого киносмотра представляла собой бессистемное месиво, но теперь она цивилизованно структурирована и каждая ее часть получила свое название: «Латиноамериканские страсти», «Война и мир на Балканах», «Единственный шанс», «Музей кино», а то, что не легло ни в один из разделов, попало в сборную солянку «Восемь с половиной» и превратилось в один из самых симпатичных кинобукетов. У каждого из нас свои «тараканы» в голове и свои «скелеты в шкафу», свои комплексы и тайны. Были они в изобилии и у героев фильмов. Юная героиня «Гиневры» (США) на свадьбе своей сестры влюблялась в 40-летнего видавшего виды фотографа и, втайне от матери, перебиралась жить к нему. Прощелыга из «Грязного белья» подсовывал своим родственникам фальшивый вексель, из-за чего в семье начинался кошмар. Героиня «Дилетантки» (Франция) становилась невольной соучастницей кражи. Дворник из «Страстного бульвара» (Россия) оказывался в недавнем прошлом знаменитым актером. Смешной работник музея из «Часа храбрецов» (Испания) становился героем, спасая от франкистов ценную картину. Озабоченный холостяк из «Счастья» (США) донимал женщин анонимными телефонными звонками, а другой дядька из этого же гимна мастурбации насиловал одноклассников своего сына. Были свои тайны и у создателей фильмов. Так сыгравший главную роль в тех же «Богах и монстрах» сэр Йон МакКеллен, один из именитых гостей XXI ММКФ, приехал к нам с другом: у нас об этом не пишут, но он активный борец за права сексуальных меньшинств. А у Франко Неро с Ванессой Редгрэйв общий ребенок, хотя они никогда не были женаты (именно этот роман стал причиной расторжения брака актрисы с мужем, английским режиссером Тони Ричардсоном). А француженка Катрин Фро, названная за работу в «Дилетантке» лучшей актрисой XXI ММКФ, приехала к нам с дочкой-мулаткой. Впрочем, и у наших звезд есть секреты. Так Фархад Абдраимов, получивший Серебряного Георгия за лучшую мужскую роль, вовсе не актер, а владелец сети ресторанов в Алма-Ате. Ну что из того, что Паулу Сезар Сарасени, картина которого получила приз ФИПРЕССИ, ходил все время пьяным, что жена Майкла Йорка, устроившая в Манеже свою фотовыставку, любит фотографировать трупы? Кому дело до того, что голливудский актер Мартин Ландау влюбился на фестивале в свою переводчицу и сделал ей предложение? Что это говорит о них как о художниках? Давайте лучше о фильмах. Вас захватило визуальное пиршество в «Императоре и убийце» Чона Кайге? Зацепила за сердце история любви, рассказанная Бернардо Бертолуччи в «Плененных»? Не успели посмотреть? Жаль. На кинофестивалях мешкать нельзя. Конечно, новые российские ленты вы еще будете иметь шанс увидеть, а вот что-нибудь вроде «Супружеской измены», покончившей с собой в сумасшедшем доме Кристин Паскаль, самой первой актерской работы Пьера Ришара в «Александре Блаженном», нашумевшую финскую «Юху», сделанную в стиле немого кино, или тайваньскую «Дыру» - уже вряд ли. Это, как и многое другое на московском кинофоруме, было товаром штучным. Если можно примерно по одному сюжету делать десятки боевиков, то делать аналог «Жажды жизни» Конето Синдо - бессмысленно. Зритель по привычке шел на американские ленты - на «Счастье Куки» с Гленн Клоуз, играющей эксцентричную немолодую особу, на «Купцов Венеры» с Майклом Йорком, чей герой работает на фабрике по производству пикантных товаров для секс-шопов, на «...И медные трубы» с Уильямом Хертом о неожиданных сюрпризах предвыборной президентской кампании. Ломился на броские названия типа «Между ног», «Сомнамбула», «Крутой полицейский», «Выброс адреналина», прорывался на «порнографический» французский «Романс», оказавшийся скучнейшим фильмом. И пропускал при этом весьма достойные ленты типа «Мегаполисы» (Австрия), «Чары» (Мексика), «Зов гобоя» (Бразилия), «Свадьба Сако» (Албания - Венгрия), «После жизни» (Япония), «Весна в моем родном городе» (Республика Корея), «История кино деревни Попилявы» (Польша) и многое другое. Наверно, и у XXI ММКФ есть свои тайны. Но секреты всегда были и будут. Главное же завоевание Московского кинофорума - то, что теперь благодаря распоряжению правительства, которого ждали 40 лет (именно столько в этом году исполнилось нашему главному фестивалю), отныне будет ежегодным. Значит, и кинематографисты с нами будут работать охотнее, и сами фильмы будут посильнее, и зритель, который наконец вспомнил дорогу в кинозалы, снова будет сидеть на ступеньках и «висеть на люстрах», чтобы посмотреть по-настоящему хорошее кино. ЗВЕЗДЫ БОРОЛИСЬ С ПИРАТСТВОМ Каждый день кинофестиваля до предела был насыщен различными событиями. В рамках кинофестиваля на киностудии «Мосфильм» прошла программа День «Мосфильма». Гостей провели по территории киностудии, а также предоставили им возможность посмотреть, как идет озвучивание картин, часто весьма нетрадиционными способами; продемонстрировали коллекцию костюмов, реквизита и автомобилей различных годов выпуска. У телецентра «Останкино» состоялась масштабная акция «Звезды против пиратов», ведущим которой стал Леонид Ярмольник. Открыли акцию президент фестиваля Никита Михалков и гость кинофестиваля оскаровский лауреат актер Мартин Ландау. Именно они сделали первый символический жест - бросили в ковш экскаватора пиратскую видеокассету. Каждый, кто принес с собой пиратскую кассету, мог здесь же обменять ее на лицензионную. В кинотеатре «Стрела» прошла ретроспектива фильмов кинодраматурга и режиссера Рустама Ибрагимбекова. В этом году кинематографист, отметивший 60-летие, за большой вклад в отечественное киноискусство награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. В ретроспективу фестиваля были включены фильмы «Белое солнце пустыни», «Семья», «Утомленные солнцем», «Урга - территория любви» и другие. Открыла показ дипломная работа Никиты Михалкова 1964 года «Спокойный день в конце войны» по сценарию Ибрагимбекова с совсем еще юными Сергеем Никоненко и Натальей Аринбасаровой. В Центре Ролана Быкова, что на Чистых прудах, открылся новый кинотеатр. Он назван «Роланом» в честь основателя Центра, замечательного актера и режиссера Ролана Быкова. Именно в «Ролане» прошел Форум молодых кинематографистов. Честь открыть форум и новый кинотеатр выпала Ренату Давлетьярову, генеральному директору Московского кинофестиваля, и кинозвезде Ингеборге Дапкунайте. А КУДА ЖЕ БЕЗ ГОСТЕЙ? Отличительная черта любого кинофестиваля - это почетные гости в ранге звезд кино первой величины. Июльская Москва на этот раз приветствовала Алена Делона, Пьера Ришара, Ванессу Редгрэйв, Франко Неро, Майкла Йорка с супругой Пэт, Мартина Ландау, английских актеров Йана МакКаллана и Катрин МакКормик, итальянских режиссеров Дарио Ардженто и Марко Беллокио, американскую актрису Сару Полли, австрийского артиста театра и кино Клауса-Марию Брандауэра, продюсера «Звездных войн» Рика МакКаллума. Пьер Ришар представил на фестивале ретроспективу фильмов «Неизвестный Пьер Ришар». На вопрос нашего корреспондента, будут ли его будущие киноработы как-то связаны с Россией, французский актер ответил: «У меня есть планы совместной работы с Никитой Михалковым и Рустамом Ибрагимбековым. Рустам специально для меня написал сценарий комедии с несколько драматичным характером. Съемки, видимо, начнутся в следующем году в Баку». Супруги Йорки - люди известные в мире искусства. Звезда «Кабаре» и «Ромео и Джульетты», актер театра и кино и его супруга не первый раз в России. На этот раз Майкл Йорк представлял на фестивале два новых фильма, в одном из которых, под названием «Торговцы Венерой», он играет русского. А Пэт Йорк привезла в Москву персональную фотовыставку. Основной объект творчества Пэт - это мир звезд кино- и шоу-бизнеса. Но ее интересует то, что не видно простым глазом, неподвластно мгновенной фиксации - люди без покровов, без масок, без одежды. Ванесса Редгрэйв полагает, что ей очень повезло в работе с российскими деятелями искусства: она сотрудничала с Олегом Меньшиковым, Евгением Евтушенко, Ириной Апексимовой и Валерием Николаевым. Сейчас специально для актрисы Евтушенко написал сценарий «Донья Кихота», но в кулуарах поползли слухи, что Редгрэйв отказалась от этой работы. Сама же актриса развеяла все сплетни, дав им гневный отпор: «Могу ли я отказаться от работы с Евтушенко?! Все упирается в деньги». НА ЗАКУСКУ - «ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ» Финальным аккордом фестиваля стала европейская премьера нашумевшего фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны: Эпизод 1 - Скрытая угроза». Уже перед торжественной церемонией закрытия фестиваля на звездной лестнице появилась веселая компания: продюсер фильма Рик МакКаллум, представители прокатывающей компании «Гемини Фильм» в окружении персонажей картины, хорошо известных всем с детства. В новой серии Лукас не предлагает нам продолжение, а возвращает к началу космической саги. Действие «Скрытой угрозы» разворачивается за 30 лет до начала самых первых «Звездных войн». Кто-то назовет «Скрытую угрозу» сказкой, другие отнесут к компьютерной игре, но с тем, что фильм получился очень эффектным и зрелищным, думаю, согласятся все. Премьера первого эпизода позади, остается дождаться второго и третьего фильмов, выход которых намечен на 2002 и 2005 годы. Кстати, Лукас уже приступил к съемкам второго эпизода и, по его словам, фильм будет более жизнерадостным. На Московском кинофестивале работали:
БИОГРАФИЯ МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО
1959 - Председателем жюри первого МКФ стал Сергей Герасимов. На конкурс представлено 88 лент. Большой приз получил фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека», где он сыграл главную роль.
|
Наши друзья |