[Агентство] [Журнал] [Дизайн-студия] |
||
|
Ростислав ЕГОРОВ Людям свойственно объединяться в стаи. Или объединения. Или формирования. Вариантов, а точнее синонимов этого слова много, но когда речь заходит об объединениях в культурной области, то самым демократичным и понятным является клуб. Не будем долго мудрствовать и не станем рассматривать ночные, а также дневные клубы. Есть повод поговорить об автомобильных клубах, тем более это - одно из составляющих автомобильной культуры.
Автоклубное движение очень сильно развито в странах Запада. На нашей родине понятие это еще молодое, но клубы, естественно, существуют. Их не так много, и интересующемуся они известны. Но мы еще раз их упомянем. «Фольксваген-клуб», как понятно, объединяет любителей легендарного «Жука», «СААБ-клуб», «Клуб любителей РККА» совершенно экзотическое объединение на военно-исторической почве, «Клуб ГАЗ-21» и клуб «Автоамерика». Возможно, и даже скорее всего, это не полный перечень, но упомянуты самые активные. Деятельность клубов, как правило, широко не афишируется и носит внутренний характер, и лишь немногие берут на себя бремя культурологической и просветительской работы, рассчитанной на широкий круг зрителей. Естественно, результаты не всегда бывают удачными, хотя, как известно, отрицательный результат - все равно результат. И именно в этом сезоне активность двух клубов сыграла важную, хотя и не однозначную роль в развитии отечественной культуры. А сам сезон был на редкость насыщенным: Апрель 1999 - сезон тусовок открывает клуб «ГАЗ-21» на Ходынском поле (вот она поистине титаническая активность). Собирается порядка 200 автомобилей марки, но немало «Побед» и «Москвичей». Очень празднично и своевременно. 10 - 14 июня 1999 - «Автонеделя», опять же на Ходынке, попытка подхватить якобы упавшее знамя фестиваля «Экзотика». Большие планы. Автореставраторы, частные коллекции и т.п., и т.д. Количество автомобилей, похоже, недотягивало до 100. Но ненавязчиво и скучно. Очень жарко и от сплошного асфальта нечем дышать. 16 - 21 июня 1999 - «Московский автомобильный фестиваль», стадион технических видов спорта в Крылатском, под патронажем правительства Москвы. Уполномоченная организация клуб «Автоамерика». Совсем непонятно. Знамя то ли упало, то ли его выхватывают, то ли перетягивают, то ли не знают, что делать. Программа насыщена до... беспредела. От конкурса «Мисс Автоамерика» до милицейского «Кубка вызова». Зачем-то поставили классические автомобили. Очень пыльно. 16 - 18 июля 1999 - «Экзотика-99», аэродром Тушино. Во как! А знамя-то не падало. Количество машин подсчитать не берусь. Количество зрителей тоже. Опять же принц Кентский и «Бентли». Замечательно! Конец августа 1999 - «Мотор-Шоу» на Красной Пресне. Профессиональное мероприятие, профессионально организованное. Так выглядит общий календарь событий, каждое из которых было весьма знаменательным в своем роде. Но самое удивительное и интригующее то, что сезон открывает клуб «ГАЗ-21», сам по себе достаточно уникальный. Во-первых, отечественный автомобиль, во-вторых, без преувеличений, самый массовый клуб, в-третьих - изумительная активность, в-четвертых - клуб объединяет поклонников марки, а это уже уникальность. Можно подсчитывать и дальше. Но нам видится некая магическая составляющая, заложенная в сам автомобиль. Лично я достаточно сдержанно отношусь к 21-й, но сборище в одном месте и в один ряд большого количества автомобилей - зрелище достаточно внушительное. Стоящие в несколько рядов серийные автомобили выпуска 50 - 60 гг. были... совершенно разные. Начиная от цвета, заканчивая сохранностью. При внимательном рассмотрении и размышлении они могли многое рассказать о своих владельцах. Были автомобили, хорошо и бережно сохраненные, были замечательно отреставрированные, были и те, на которых перевозят все, что необходимо сегодня в хозяйстве, особо не заботясь о сохранности внешнего вида. Но именно то, что совершенно разных людей объединяет клуб, и радовало. Еще в доисторические времена человечество поняло, что в группе выжить легче. Но не только проблема запчастей и ремонта, а тем более досуга объединяет людей в автомобильные клубы. Их объединяет нечто, чему они сами не отдают отчета. Автомобильная культура, зарождающаяся в нашем Отечестве, развивается примерно так же стремительно, как и автомобильная промышленность начала века. Еще 3 года назад никто не мог и помыслить об этом. Точнее, мыслили, пытались что-то предпринять и устроить, но все усилия натыкались на невидимую преграду. На что? На отсутствие ситуации. Но оставим полный анализ для историков. Это их работа - выделить события и людей, стоящих за ними, систематизировать их действия, канонизировать героев. Ясно только одно. Усилиями многих энтузиастов и автомобильных клубов автомобиль перестает служить банальным средством передвижения. Он становится элементом уважения, любви, почитания или владения. Мировая автомобильная культура основывается на объединении в клубы любителей марки. Тысячи клубов по всему миру объединяют поклонников «Мерседеса», «БМВ», «Порше» или «Кадиллака». Но есть узкий перечень клубов, собирающих владельцев, выказывающих особое уважение определенной модели. Персональное почтение заслужить очень трудно, и появление таких моделей, а впоследствии и клубов, как медаль на лацкане пиджака производителя. Каждый концерн стремится создать машину, пользующуюся большим спросом, но не каждому удается произвести на свет гения. За 100 лет существования автомобиля культовых моделей не так много, и, тем не менее, клубы не оставляют их без внимания. Это и «Фольксваген-Жук» в Германии, «Ситроен Де Шво» во Франции, «Корвет» и «Мустанг» в Америке и т.д. и т.п.
А что же Россия? Конечно же, 21-я «Волга». Но почему? Скептики скажут: «Слизали в очередной раз автомобиль с американских «шевроле» и «паккардов» того времени». Они все противные скептики. Это неправда. 21-й изначально была уготована судьба героя. То, что эта модель похожа на зарубежные аналоги, говорит, к гордости патриотов, в пользу отечественного производителя. Именно этот факт свидетельствует об успехе дизайнера, который владел на тот момент мировой культурой, понимал и знал ее, был внутри культурной ситуации, несмотря на железный занавес. Именно культурная ситуация диктует стиль автомобилю и художнику. Как же так получилось, что еще в 50-е, находясь на уровне мировой автомобильной культуры, мы так бессовестно отстали уже к 60-м и совсем потерялись в 80-е? 21-я соответствует своему времени и несколько необычна для отечественного автопрома. Большой, вместительный автомобиль, но не только для чиновников. Изобилие хрома и действительное присутствие автомобильного дизайна. Мощный и надежный мотор. Попытки оснастить первые автомобили автоматической коробкой передач лишь дополняют общую картину соответствия. И если бы в модельном ряду «Волги» были двигатели 6- или даже 8-цилиндровые - это бы окончательно вывело ее в ранг звезд. Но именно ввиду отсутствия понятия «автомобильная культура» в тот момент (а может, и ряд других факторов) замедлилось столь удачно начавшееся развитие отечественной промышленности и начисто вытеснилось понятие модельного ряда. Законодателем автомобильной моды и стиля того времени были Соединенные Штаты. И наверное, 50-е можно считать вторым этапом золотого автомобильного века. Популярность автомобилей 50-х в США сегодня огромна. Это неисчерпаемая пища для творчества реставраторов и кастомайзеров всех мастей. И опять попадание в тему. Заметьте, следующее поколение ГАЗовских моделей не стало культовым. Может быть, виновато число в наименовании модели? Совершенно не важна роль в процессе популярности «ГАЗ-21» Юрия Деточкина. Изначально в эту машину заложена некая мистическая составляющая, так и не выявленная ни отечественными производителями, ни самими поклонниками, но продолжающая работать на имидж давно снятого с производства автомобиля и по сей день.
Фото Сергея ФИЛАТОВА
|
Наши друзья |