[Агентство] [Журнал] [Дизайн-студия] |
||
|
Валентин СОЛОМАТОВ
Человек непобедим до тех пор, пока он сам не сдастся… (Забытая истина) Все знают гжельскую керамику? Я тоже думал, что знаю ее, пока не увидел работы художника-керамиста Анатолия Алексеевича Новикова и его Художественно-монументальной группы. Это был шок. Роспись синяя и разноцветная, камень, дерево и глина, камины и вазы, забавные фигурки и роскошные панно - любые материалы и краски оживают в руках художников. И все это - Гжель. Но, когда я познакомился с Анатолием Алексеевичем лично, древнее русское искусство отошло на второй план. Впрочем, обо всем по порядку.Начало истории Анатолия Новикова похоже на множество других историй. Маленький подмосковный городок Егорьевск. Конец шестидесятых. Решается судьба молодого паренька, который любит рисовать, но рисует как-то странно. Выбор понятен: заниматься искусством. Но где учиться и чему учиться? К счастью, дядя - главный архитектор Киева - подсказывает: классический рисунок - не для тебя, а вот декоративно-прикладной - в самый раз. И паренек поступает в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. Васнецова. Почему не в Строгановское? Мать болеет, надо как-то зарабатывать деньги, учебу в Абрамцеве можно совмещать с работой, а учебу в Строгановке - не получается. Проходит несколько лет. Закончена учеба, получено распределение, новый адрес - Казахстан. Да вот беда: приболевшая мать - в родном Егорьевске, Казахстан далеко, а Гжель - рядом… И в начале семидесятых в кабинете директора Гжели появляется парень и говорит: «Возьмите меня к себе!» Говорит не просто так: на столе директора появляются фотографии работ парня и сами работы. Директору, видимо, понравились и работы, и сам парень. «Ты нам подходишь!» - и на следующий день в штате Гжельского объединения появился новый сотрудник: Анатолий Новиков. Как все-таки мы не ценим людей! А ведь любое дело начинается с человека. В том числе и искусство. Есть личность - есть искусство, нет личности… Казалось бы, аксиома. Но отмечать, выделять кого-то - не в наших правилах. Вот и заполнены прилавки изделиями «под Гжель», «настоящая Гжель», которые иначе как халтурой и не назовешь. Сработанные небрежно, я бы даже сказал - пренебрежительно, расписанные бесталанно, по обязанности, они не приносят радости и тепла. И только иногда промелькнет среди рядов серости (серость, даже расписанная яркими красками, остается серостью) что-то настоящее, цепляющее душу… Но вернемся к нашей истории. Парень работал в Гжели. Работал с увлечением, с любовью, набирался мастерства - и стал одним из ведущих художников «Товарищества Гжель» (так она тогда звалась). Можно было бы и успокоиться и не искать нового… Да, видно, настоящему творцу всегда тесно в обжитых, привычных рамках. И в 1988 году по инициативе Новикова создается Художественно-монументальная группа. Перед ней ставится принципиально новая задача: наряду с выпуском традиционных изделий осуществлять комплексное оформление интерьеров, которое включало бы объекты из керамики (печи, камины, панно, светильники и т.п.), а также мебель, текстиль, предметное заполнение. Приходится разыскивать и изучать наследие русской архитектурной керамики, вспоминать традиции русских изразцов. Среди работ мастеров группы - один из залов ресторана «Русский» в Совинцентре, гостиница «Егорьевск», кинотеатр «Юбилейный» в г. Раменском… Рассказывать об этом словами - напрасный труд. Но - можете мне поверить - глядя на эту красоту, попадая внутрь этой красоты, начинаешь ощущать себя причастным к русской истории, к русскому народу. Вот, вроде бы, и сказке конец? Happy end, так сказать? Не тут-то было! История продолжается, и совсем не happy... Настоящему Творцу во все времена жилось тяжело. Все новое приходится пробивать кровью и нервами, доказывать, защищать. А любителей ставить палки в колеса всегда хватает... В 1992 году у Анатолия Новикова случился инсульт. Представьте себе человека в полном расцвете сил, который еще вчера мог все, а сегодня беспомощен, как малый ребенок. Казалось бы, жизни конец, тем более, что некоторое улучшение сменилось резким ухудшением - Новиков потерял дар речи. Мало кто понимает, что это - действительно дар. Новиков понял. Но рук не опустил. Занимался сам, искал врачей, восстанавливал двигательные навыки. Его очень поддержали жена и мать, да и вся Художественно-монументальная группа приняла его беду как свою. Помните: любое дело начинается с человека? Вокруг Новикова были те самые человеки. Да и сам он, что называется, мужик не слабый. Запаса жизнелюбия в нем хватит на троих! Он не мог говорить языком, но говорил руками. Несмотря ни на что, продолжал работать, продолжал творить красоту, и шел не проторенными тропами, а в каждом изделии находил что-то новое, неожиданное. Именно в самый тяжелый период у него появляются наиболее веселые и жизнерадостные работы, исполненные непередаваемого юмора. Камины, сделанные им во время болезни, греют душу не только открытым огнем. Что помогло ему? Помощь друзей и родных? Любимая работа? Неистребимая вера в себя и любовь к жизни? Ответить на этот вопрос не сможет ни он сам, ни врачи. Но факт: болезнь отступила! Немота стала проходить. А Новиков разрабатывает новые изделия, часами сидит в мастерской, в общем - живет! И, глядя на него, думается: вот бы и нам всем, сирым и убогим, забыть о своей сирости и убогости и вспомнить, что человек должен жить, а значит - работать и своей работой приносить людям радость!
Сейчас Анатолий Новиков заново учится говорить… Фото из архива А. НОВИКОВА Галина Шестакова Людмила Новикова Елена Ванюшкина Наталья Горшкова Ирина Сусленко Лидия Лапнина Наталья Зорина Людмила Фокина Светлана Монахова Андрей Жигунов
|
Наши друзья |