СОДЕРЖАНИЕ
«Вера в бога мне не мешает...»
«Кинотавр» обещал вернуться...
Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! (наутро после праздника)
От саксофона...
Есть хит - будет и «ХИТ-FM»
Особенности национальной рекламы
«Максидром» глазами участников
Человек, идущий ва-банк
Немного из жизни «звезд» и футбола
«Тэфи» в нашей жизни
А нужно ли нам шоу?
Покажите нам красиво...
Музыка? Музыка!
«Неуниверсальные вещи» от Ростислава Егорова
Обзор CD
Пушкин дерется на шпагах
Онегин глазами кинематографистов
«Свет мой, зеркальце, скажи...» (один день из жизни салона)
«Модная пауза» с Евгением Малышевым
«Ваше величество, Ходынка!»
«Рагу» от Ирины Аниделак
В «паутине» Мити Кролачека
|
«КИНОТАВР» ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ
(Записки с берега Черного моря)
Когда-то в далеком 1989 году на дне рождения кинопродюсера Марка Рудинштейна собрались его друзья: Аркадий Инин, Михаил Мишин, Татьяна Догилева и некоторые другие кинодеятели. Сидели они, сидели, и стало им грустно, оттого что наши известные режиссеры и актеры не могут реализовать себя и вынуждены уезжать из страны; оттого что российский кинематограф просто-напросто разваливается. «Надо что-то делать!» - подумали они и через некоторое время придумали кинофестиваль.
Наверное, нет необходимости пояснять, что такое «Кинотавр». Каждый год в Сочи вот уже десять лет собираются известные и начинающие режиссеры, сценаристы, актеры и актрисы, руководители киностудий и прокатных фирм, кинокритики и журналисты для того, чтобы посмотреть и оценить новые фильмы, поговорить о планах да и просто отдохнуть со своими друзьями от повседневных проблем. Не стал исключением и этот год. Х Открытый Российский кинофестиваль собрал на побережье Черного моря весь цвет отечественного кинобомонда. Побывал на фестивале и наш корреспондент, путевые заметки которого мы предлагаем вашему вниманию.
День первый. Долетели
Сочи встретил гостей и участников фестиваля солнечной погодой и спокойным морем. Мягко произведенная посадка заслужила аплодисменты и реплику одного из телевизионщиков в адрес пилотов: «Молодцы, не дали пропасть обратным билетам». Погрузившись в автобусы, мы понеслись навстречу «Кинотавру». Попав в свои номера, многие несколько огорчились. Так называемый 5-звездочный отель «Жемчужина» оставлял желать лучшего. Конечно, верхние отремонтированные этажи, куда селили артистов и гостей фестиваля, может, и дотягивали до среднего европейского уровня, но номера, предоставленные журналистам, уж никак не соответствовали имиджу курортной разрекламированной гостиницы. Но, как говорится, это не важно, ведь главное на кинофестивале что? Правильно, кино. А перед тем, как я перейду к рассказу о фильмах, нельзя не упомянуть об открытии кинофорума.
Кинокапустник насмешил всех
Чтобы прошло закрытие, как вы понимаете, необходимо открытие. И оно состоялось 5 июня. Пока гости ожидали начала торжественной церемонии, у Зимнего театра шли последние приготовления: настраивалась аппаратура, подкрашивались звезды на дорожке, выстраивались в оцепление юные матросики. С каждой минутой приближался волнующий момент. Тут-то и появилась на звездной дорожке черная собака. Непрошенная гостья никак не хотела покидать праздничную площадку и явно ждала кинознаменитостей. Доблестные стражи порядка несколько раз выводили забавное животное, но собака вновь и вновь появлялась на фестивальной площади, чем вызывала бурные аплодисменты. В конце концов гостья (явно бывшая в прошлой жизни актрисой) отвоевала себе место у одной из телекамер и с важной мордой взирала на все происходящее. А посмотреть было на что. Перед собравшимися зрителями под праздничную увертюру Дмитрия Шостаковича проходили Олег Табаков, Михаил Глузский, Георгий Жженов, Нонна Мордюкова, Алла Сурикова, Сергей Никоненко, Владимир Машков и многие-многие другие. Лазерное шоу, начавшее церемонию открытия (режиссером-постановщиком в этом году стал Алексей Гарнизов), поразило даже избалованную зрелищами московскую публику, а традиционный кинокапустник рассмешил даже тех, у кого чувство юмора спит вечным сном. Но были на открытии и грустные моменты. Минутой молчания собравшиеся почтили ушедших от нас Влада Листьева, Зиновия Гердта, Юрия Никулина, Микаэла Таривердиева, Елену Майорову. Попрощался с фестивалем и его основатель...
Марк Рудинштейн ни о чем не жалеет
Финальным аккордом церемонии открытия стало появление Марка Рудинштейна, который сложил с себя в этом году полномочия генерального продюсера «Кинотавра». «Десять лет назад на этой сцене я сказал о том, что хотел собрать всех вместе. Хотел, чтобы талантливые люди не покидали Россию. Прошло десять лет, и уехавшие артисты вернулись. Не знаю, помогли ли мы, но многое все-таки сделано. Я ухожу и ни о чем не жалею», - с такими словами Марк Григорьевич покинул сцену Зимнего театра. В дальнейшем он намерен заниматься продюсированием фильмов (среди будущих проектов - «Брат-2», «Анна Каренина»), реконструкцией кинотеатра «Мир» и созданием в нем фестивального центра. Кроме того, Рудинштейн стал исполнительным директором Международного института корпораций (МИК), проводившего в этом году фестиваль, и будет непосредственно отвечать за интеллектуальную сторону проектов, связанных с кино. Да и нам пора перейти к рассказу о фильмах «Кинотавра».
«Молох» состязался с «Блокпостом»
Конкурсная программа Открытого Российского фестиваля этого года была достаточно разнообразной. В борьбе участвовали трогательная мелодрама о трудных подростках «Кто, если не мы» Валерия Приемыхова и музыкальная лирическая комедия «Привет от Чарли-трубача» Владимира Грамматикова, психологический триллер «Классик» Георгия Шенгелии, рассказывающий о жизни бильярдных игроков (в главных ролях снялись Сергей Никоненко, Алексей Гуськов, Юозас Будрайтис), и музыкальный фильм «На бойком месте» по пьесе А. Островского, в котором блистают лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев, Алексей Кортнев, Валдис Пельш, Ольга Дроздова и другие актеры. После показа фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» мирная фестивальная общественность раскололась на два лагеря: одни приняли картину безоговорочно, другие же встретили в штыки, обвинив режиссера в разжигании агрессии и утверждении кровной мести. Разочаровал фильм Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки», очень напоминающий мотивы Феллини и явно перегруженный разными философскими символами и фантасмагорическими сценами. Зато патриотическая комедия «Хочу в тюрьму» Аллы Суриковой с Владимиром Ильиным в главной роли не раз вызывала смех в зале. История талантливого самородка Семена Лямкина, стремящегося спрятаться от мафии и российского правосудия в голландской тюрьме, наверняка поднимет настроение любому из нас. Тепло был встречен фильм Дениса Евстигнеева «Мама», а Нонну Мордюкову, сыгравшую главную роль, зрители буквально завалили цветами. Но основная борьба за главный приз развернулась между фильмом Александра Рогожкина «Блокпост», рассказывающим о непростых буднях российских новобранцев во время одного из межнациональных конфликтов на Северном Кавказе, и лентой эстета и философа Александра Сокурова, сделавшего фильм «Молох» о легендарной любви Гитлера и Евы Браун. И хотя на «Молохе» многие зрители спали, а некоторые (в том числе и продюсер ОРТ Константин Эрнст) выскальзывали из зала, признавая, что в смысл этого «шедевра» они «не въезжают», профессиональное жюри (Олег Табаков, Владимир Хотиненко, Вадим Абдрашитов, Мирон Черненко, Ирина Алферова, Рустам Ибрагимбеков, Юрий Саульский, Егор Яковлев) во главе с Арменом Медведевым решило дать фильму Гран-при - «Большую жемчужину». Но Сокуров, находившийся в день закрытия фестиваля где-то в Германии, видимо, обиделся на то, что ему присудили не «Золотую розу», и решил вовсе от приза отказаться, чем поверг в замешательство всех присутствовавших на церемонии закрытия.
В конкурсе дебютов было представлено семь фильмов молодых режиссеров, а победителем стала детективная мелодрама Андрея Разенкова «Тесты для настоящих мужчин», в которой выбранному в качестве подопытного кролика парню (его роль сыграл Алексей Серебряков) желание доказать двум дамам, что он настоящий мужчина, могло стоить жизни.
В международном фестивале жюри во главе с известным польским режиссером Кшиштофом Занусси оценивало ленты из Германии, Аргентины, Китая, Индии, Польши, Австралии и других стран. Кроме того, на фестивале были представлены: югославские «черные» фильмы, ретроспектива фильмов Занусси, проект альтернативного европейского кино «Догма-95», а также внеконкурсные ленты, среди которых можно выделить американскую мелодраму «Силы природы» с Беном Аффлеком и Сандрой Буллок в главных ролях.
Развлечения каждый искал сам
Но «Кинотавр» - не только кинопросмотры и пресс-конференции. Это еще и культурная программа, которая в этом году оставляла желать лучшего. Не было традиционных ночных заседаний клуба кинематографистов (ПРОКа), где участники фестиваля устраивали различные капустники и представления, не было обещанного циркового шоу и футбольного матча, в котором «Кинотавр» обычно сражался со звездами эстрады. Новые организаторы взяли курс на коммерциализацию «Кинотавра» и решили привлечь к нему внимание с помощью эстрадных концертов на Фестивальной площади, которые проходили в рамках музыкального фестиваля «Наша музыка», подготовленного каналом «ТВ-6». Одними из первых зрителей порадовала группа «На-На», также отмечающая в этом году свое 10-летие. Более двух часов как заведенные мотались по сцене под огненными струями фейерверков нeутомимые «нанайцы», то и дело меняя наряды и исполняя шлягеры разных лет. Под конец выступления на сцене появился Бари Алибасов, отметивший в тот день 52-летие. Имениннику был преподнесен букет из 100 роз. Кстати, на «Кинотавре» в этом году праздновали свои дни рождения Сергей Маковецкий и Кшиштоф Занусси, которому 16 июня исполнилось 60 лет. В честь юбиляра был устроен торжественный прием. Поздравить знаменитого коллегу собрались практически все члены жюри и гости «Кинотавра» во главе с его бессменным президентом Олегом Янковским.
Привлекли внимание «живые» выступления Александра Розенбаума и группы «Любэ», концерт которой, правда, сорвал тропический ливень. Одной из самых веселых и запоминающихся стала ночь пожирателей рекламы - показ избранных роликов из коллекции Жана-Мари Бурсико, подогретый лазерным шоу и показом новой коллекции дизайнера Виктории Андреяновой. Торжественно прошел и гала-концерт в честь Дня независимости России. В остальном же ничего примечательного не было. «Фанерные» выступления эстрадных исполнителей себя явно не оправдали, а ночные дискотеки на пляже «Жемчужины», не дававшие заснуть гостям и участникам «Кинотавра» до пяти утра, к середине фестиваля по многочисленным просьбам и вовсе были отменены. Так что развлечения каждому приходилось искать самостоятельно. Станислав Говорухин сражался на пляже в шахматы, Сергей Никоненко и Николай Расторгуев неоднократно были замечены в бильярдной, Владимир Грамматиков каждое утро отправлялся на теннисный корт, где его поджидали соперники-кинематографисты. Но большинство, конечно же, отдавало предпочтение пляжу. Самые закаленные, среди которых были Михаил Глузский, Ян Арлазоров, Никита Джигурда, Дмитрий Певцов, несмотря на то, что температура воды не поднималась выше +17 градусов, смело принимали морские ванны, другие же довольствовались обжигающим солнцем. А по вечерам всех ждали многочисленные бары и рестораны...
Эпилог. «Кинотавр» обещал вернуться...
Х Открытый Российский кинофестиваль уже стал историей. Позади две недели напряженных будней, десятки просмотренных фильмов, споры и дискуссии. Кто-то результатами фестиваля остался доволен, кто-то нет. Тем не менее очередной «Кинотавр» состоялся. Закрывая фестиваль, Олег Янковский сказал: «Это был не просто юбилейный фестиваль, это был последний «Кинотавр» ХХ века. Теперь мы встретимся в 2000 году. Но мы уже прикоснулись к XXI веку, и дай Бог, чтобы он стал счастливым».
Дмитрий ТКАЧЕНКО
Сочи - Москва
Фото автора
Лауреаты Х Открытого Российского кинофестиваля
Главный приз фестиваля «Золотая роза»
«БЛОКПОСТ» (режиссер Александр Рогожкин)
Гран-при «Большая жемчужина»
«МОЛОХ» (режиссер Александр Сокуров)
Специальный приз жюри
Актерский ансамбль фильма «МАМА» (режиссер Денис Евстигнеев)
Приз за лучшую женскую роль
Елена РУФАНОВА («Молох», режиссер Александр Сокуров)
Приз за лучшую мужскую роль
Владимир ИЛЬИН («Хочу в тюрьму», режиссер Алла Сурикова)
Михаил УЛЬЯНОВ («Ворошиловский стрелок», режиссер Станислав Говорухин)
Приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму
Эдуард АРТЕМЬЕВ («Мама», режиссер Денис Евстигнеев)
Специальное упоминание жюри
Сергей ГAРМАШ («Ворошиловский стрелок», режиссер Станислав Говорухин)
Гран-при конкурса дебютов
«ТЕСТЫ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН» (режиссер Андрей Разенков)
Приз за первые шаги в профессии
«УПОТРЕБИТЬ ДО» (режиссер Петр Точилин)
Приз Президентского совета фестиваля «Кинотавр»
«КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ» (режиссер Валерий Приемыхов)
«ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК» (режиссер Станислав Говорухин)
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков
«БЛОКПОСТ» (режиссер Александр Рогожкин)
Приз общероссийского движения «Россия молодая»
«БЕЛЫЙ ТАНЕЦ» (режиссер Рауф Кубаев)
Приз зрительских симпатий
«СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» (режиссер Никита Михалков)
Приз от имени Президентского совета фестиваля за личный вклад в развитие киноискусства
Владимир МАЛЫШЕВ (генеральный директор Госфильмофонда)
Приз Президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино»
Марлен ХУЦИЕВ,
Лев КУЛИДЖАНОВ,
Георгий ДАНЕЛИЯ
Лауреаты VI Международного кинофестиваля в Сочи
Гран-при «Большая жемчужина» За прекрасную актерскую работу актрисы Сары де РО
«РОЗИ» (Бельгия, режиссер Патрис Туа)
Специальный приз
«НИЧЕГО» (Польша, режиссер Дорота Кендзежавска)
Приз за лучшую женскую роль
Теа Софье РУСТЬЕН (Норвегия, «Только облака закрывают звезды», режиссер Торун Лиан)
Приз за лучшую мужскую роль
Андреас ШМИДТ (Германия, «Плюс минус ноль», режиссер Йоун Мур)
Эмиль ДЕРИ (Венгрия-Румыния, «Китайская защита», режиссер Габор Томпа)
Специальный диплом
«СИБИРЬ» (Нидерланды, режиссер Робертян Вестдейк)
Приз ФИПРЕССИ За фильм формально безупречный, который в то же время отражает подлинно жизненную ситуацию
«НИЧЕГО» (Польша, режиссер Дорота Кендзежавска)
Специальное упоминание жюри ФИПРЕССИ За раскрытие механизма коллективной психологии и демонстрацию высокого уровня человечности
«БЛОКПОСТ» (Россия, режиссер Александр Рогожкин)
Почетный диплом за выдающийся вклад в мировой кинематограф
Роберт ПАУЭЛЛ
|
Наши друзья
|